Изучение результативности учебной деятельности

младших школьников при безотметочном обучении.

Гуманизация современной педагогики требует личностно ориентированного подхода к учащимся. Следуя рекомендациям методического письма МО РФ “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения”,в образовательных учреждениях нашего города не выставляются отметки по учебным дисциплинам учащимся 1 классов. Это внесло ряд проблем в систему отслеживания результативности обучения учащихся 1 классов. Возникают вопросы:

-что оценивать;

-как оценивать и каким образом оценивать;

-что учитывать в процессе оценивания.

Оценивание первоклассника, который чувствителен к любым формам оценки, остаётся всегда проблемным. Появляется необходимость искать способы, формы оценивания учащихся в первом классе. Оценке обычно подлежат знания школьников, их навыки и умения. Современная образовательная политика нацеливает на оценивание достижений учащихся начальной школы на основе формирования контроля и самоконтроля,  обучения самооценке.

Л.В. Занковым впервые в педагогике был выдвинут принцип осознания школьниками самого процесса учения. Этот принцип предполагает подведение учащихся к осознанию необходимости самоанализа, самоконтроля, самооценки своего учения и развития. С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к  умеющему учиться. Формирование самооценки и самоконтроля требует определение учеником границы своего знания - незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

В работе с первоклассниками учитывая собственный опыт и опыт других учителей, пришла к выводу,что в процессе оценивания должно учитываться, что:

-самооценка ученика  предшествует учительской оценке;

-самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться;

-ученики получают от учителя четкие критерии самооценки.

 Уже в 1 классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания;

-оцениваться должно только его достижение, опираясь на правило “добавлять, а не вычитать”;

 -разведены взрослая и детская оценка: у учителя будут свои документы для фиксации качества знаний и умений, у учащихся - свои. Учитель  контролирует и оценивает для того, чтобы скорректировать процесс учения. Учащийся будет становиться в качестве субъекта учебной деятельности, в которой оценка выполняет регуляторные функции;

-оценочная деятельность учителя носит скорее воспитательную, личностно ориентированную, нежели собственно учебную, предметную направленность. Стремлюсь с первых дней обучения постепенно, но неуклонно снижать зависимость ученика от оценки взрослого;

-оценочная деятельность учащихся, напротив, должна иметь только предметную направленность и быть максимально содержательной и развернутой.

 Работу в классе выстраиваю в двух направлениях:

 с учащимися - знают, что обучаются без отметок;

                        -обучаются методам рефлексии, самоанализа и самооценки

с родителями - информированы о системе оценивания достижений своего ребенка;

                        -обучены механизмам оценивания достижений ребенка (ввела Лист индивидуальных достижений - удобная форма, определены критерии оценки, т.е., что оценивается, уровни сформированности по данным критериям);

При безотметочном обучении  учитываю, что это не обучение традиционного вида, из которого просто изъяты отметки. Речь идет о качественно новом обучении в начальных классах - педагогическом процессе с оценочным компонентом.  Одна из моих основных задач видится в том, чтобы последовательно, системно вести работу по обучению детей умению оценивать результаты своей учебной деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ ОДНОВРЕМЕННО ОРГАНИЗУЕТ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ВОЛЮ УЧЕНИКА.

Работа по формированию у учащихся самооценки начала во время занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», в течение первых десяти дней сентября. Дети учились пользоваться оценочной шкалой («волшебные линеечки»). Они оценивают себя по предварительно проверенной учителем работе. Если ошибок нет, ставят крестик на самом верху оценочной линеечки, если одна ошибка, на 1 клетку ниже и т.д. Чем выше положения крестика, тем выше уровень выполнения заданий. Ученики совместно со мной оценивают свое умение не единожды, а несколько раз, по мере обучения.

А в IV четверти первоклассники завели дневник-тетрадь «Что я знаю и умею». Такая тетрадь есть у каждого ученика. То, что изучается детьми в данный момент (это может быть любая орфограмма: например, буквосочетания жи-ши, ча-ща, чк,чн и т.д.) моделируется в левой части тетради, а оценочные линеечки - в правой. Уровень овладения конкретным умением, способом действия фиксируется на оценочной линеечке крестиком. Сверху над оценочной линейкой ученик ставить дату выполнения проверочной работы. На мой взгляд, такая форма фиксации результатов оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения является наиболее эффективной.

Что позволяет такой способ оценивания? Ученик видит свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения, так как ребенок умеет сам определять качество собственных знаний: что ему удается, какие пробелы в знаниях следует восполнить. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении. У учащихся формируется навык самоконтроля и самооценки. А конечная оценка результата дает возможность самому ребенку определять качество и успешность своего продвижения.

Проверочные работы в первом классе предлагаю выполнить учащимся в одном варианте, так как в системе Занкова должен быть реализован принцип доверия ребёнку, Оценка заданий осуществляется в соответствии с программными требованиями по учебному предмету. Основывалась на критерии оценивания по уровням из методических рекомендаций М.В.Зверевой. Нормативные требования представлены в виде общих уровней выполнения заданий:

 

I уровень – самостоятельно правильно выполняет привычные и непривычные задания;

II уровень – допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

III уровень - допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;

IV уровень – результаты показывают, что ученик не усвоил больше или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки,

Результаты выполнения проверочных работ заносятся мною в листы индивидуальных достижений, которые заведены на каждого учащегося. Данные листы дают всю необходимую информацию о процессе формирования предметных знаний отдельного ребёнка и обеспечивают целенаправленную коррекцию в процессе последующего обучения.

Для учащихся  же ввела Лист достижений, где результаты обучения представлены в цветовой форме знакомой им еще с детского сада.

Многосторонность подхода к изучению результативности обучения необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребёнка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и  взаимодоверия.