Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: «Ледовое побоище»
УМК «Система Занкова»
Цель: познакомить с эпизодами защиты Родины от иноземных захватчиков,
раскрыть полководческий талант князя Александра Невского;
обогащать речь учащихся историческими терминами; воспитывать чувство патриотизма.
Личностные результаты: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Оборудование: учебник окружающего мира для 3 класса (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)
карта Руси ХIП века, портрет Александра Невского, запись музыки из к/ф «Александр Невский».
Ход урока
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент.
|
Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности (надо, могу, хочу) |
В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Поразмышляйте, почему надо изучать историю Отечества.
|
Высказывание своих мнений |
Л–осознание своей этнической принадлежности; - внутренняя позиция школьника; П– строить рассуждения; К – учитывать разные мнения, – формулировать собственное мнение |
Повторение пройденного материала |
Проверка домашнего задания.
|
Дети по составленному дома плану рассказывают о Батыевом нашествии: 1.Кто такие монголо-татары? 2.Кто возглавлял войска захватчиков? 3.Когда вторглись на Русь? 4.Как оборонялись русские города? - Проследите последовательность нашествия Батыя на Русь по карте.
|
Рассказ по плану
Работа с картой |
Р – формулировать и удерживать учебную задачу; П – осознанно и произвольно строить сообщения; - передача информации; К– строить монологическое высказывание |
Введение в тему.
|
Постановка целей урока.
|
Игра «Третий лишний». Даны три названия, понятия, даты. Два из них объединены общими историческими событиями, а третье - лишнее. Вы должны его найти. Объясните свой выбор. Киев - Новгород - Рязань Рыцари - крестоносцы - татары 1240-1380 - 1242 - Посмотрите на схему, на таблички игры. Что нам предстоит изучить сегодня на уроке по истории Руси ХШ века? Нелегкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Киевской Руси. Защищать Отечество - священный долг всех людей. Объясните смысл пословицы «Не числом бьют, а умением». Наш сегодняшний урок должен доказать справедливость этой пословицы.
|
Новгород Татары
1380
Ответы детей.
Ответы детей. |
Л– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Р – учитывать выделенные учителем ориентиры действия; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – оценивать правильность выполнения действия; П– анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – обобщать; – строить рассуждения; К – формулировать собственное мнение |
Актуализация опорных знаний.
|
|
- Посмотрите на иллюстрацию учебника (с. 124). - Что вы можете рассказать о князе Александре Ярославиче по иллюстрации? Он был высок, молод, горяч. Шел ему в ту пору 22-й год. Имел красивую внешность, был талантливым полководцем. - Обо всем этом я узнала по иллюстрации. Согласны вы с этим? - Как мы можем узнать об этом?
|
Работа с иллюстрацией учебника
Ответы детей.
Нет. О том, что он был талантливым полководцем, эта картина не рассказывает. |
Р – прогнозирование;
|
Изучение нового материала. |
Познакомить с новым материалом |
- Что такое рыцарский орден? Для насильственного распространения католицизма (западного христианства) были созданы специальные объединения рыцарей - ордена. На православные славянские земли двигался Ливонский орден, входивший в более крупную организацию - Тевтонский орден. Члены орденов, стремившихся приобщить к католической вере, «окрестить» как можно большее количество людей, называли крестоносцами. Их символом был крест. За успешное участие в походах им обещали отпущение всех грехов на земле, а также крупную добычу. Рыцари-крестоносцы были опытными воинами, имели прекрасное вооружение и являлись опасной силой. (демонстрация иллюстраций вооружений и одежды воинов: русского, татарского, рыцаря-крестоносца. - Сравните и сделайте вывод. Грозно выглядело и русское войско. На с. 118 рассмотрите вооружение русского воина. - О развитии каких ремесел свидетельствует оружие? Историю одежды воина вам расскажет дежурный рубрики «Это интересно!».
- Почему же с таким вооружением войска князей терпели поражения? |
Ответы детей.
Работа по группам. Несколько групп составляют аппликацию «одень и вооружи воина», другие заполняют таблицу «Одежда и вооружение воина»
Рассказ подготовленного ученика
Ответы детей |
Л - осознание ответственности за общее дело; П - использование знаково-символических средств; - устанавливать причинно-следственные связи; Р– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; К - планирование учебного сотрудничества; – допускать возможность различных мнений; – приходить к общему решению; – контролировать действия партнёра – учитывать разные мнения; |
Работа с учебником |
Изучение материала через текст учебника |
Звучит музыка из к/ф «Александр Невский» «Вставайте, люди русские!» На военном совете предложил князь воеводам вот какой план. Пока дружина будет сражаться со шведами в лагере, пешие ополченцы и несколько конных отрядов нападут на корабли. Так и вышло. Возглавлял поход шведов Биргер. Он спасся на одном из кораблей. Вместо ключей от Новгорода повез он остатки своего войска. Были брошены на русской земле и лагерь, и раненые ... Прочитайте текст о Невской битве (учебник, с. 119). Вот как об этой битве рассказала в своей книге А. Ишимова. Учитель зачитывает отрывки из книги. Весь народ Новгорода вышел встречать князя Александра Ярославича с дружиной - жены и дети, старцы и священники кланялись им до пояса. С тех пор прозвали князя Александром Невским. Июль 1240 года - Невская битва. Нанесите эту дату на ленту времени. Какое еще событие произошло в ] 240 году? Физкультминутка - За что русский народ прозвал молодого храброго новгородского князя Александра Невским Составление хронологической таблицы: - Соедините дату и событие. - Что вы знаете о Ледовом побоище? Рассказ учителя. - Послушайте историю Ледового побоища и назовите главные условия, которые обеспечили русскому войску победу. - Подумайте, почему Александр Невский решил провести сражение на озере; вспомните, что это был апрель. - Прочитайте о Ледовом побоище в учебнике. Вот как об этом пишет летописец: «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь верст по льду ... » - В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского? Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский? Ответ зачитайте. Рыцари направили главные силы на отряд ополченцев. Как вы думаете, почему? |
Чтение текста
Работа с лентой времени в рабочей тетради
Разорение Киева.
За победу над шведами на реке Неве. Даты ХIII века: События : 1237 Первый поход татаро-монгол на Русь 12 40 Разорение Киева 1240 Невская битва 12 42 Ледовое побоище Ответы детей.
Дети читают записанную на доске пословицу «Не числом бьют, а умением» и делают предположение, что князь надеялся, что тонкий лед не выдержит тяжелого рыцаря. Работа с текстом в учебнике
Работа со схемой в учебнике
Работа с текстом в учебнике
Они не были обучены тактике ведения боя и были легко уязвимы |
П - использование знаково-символических средств; - поиск необходимой информации; - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) Р – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – выполнять учебные действия |
Обобщение и закрепление. |
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке |
Война - страшное, кровавое бедствие. И нет ей оправдания, когда она ведется ради захвата чужих земель. Покажите на карте: направления походов западных захватчиков на русские земли, места основных сражений. - Вспомните пословицу «Не числом бьют, а уменьем». Подходит ли она к сражениям Александра Невского? Ответ обоснуйте.
|
Ответы детей |
Л - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; П - анализ; - использование знаково-символических средств; К- формулирование и аргументация своего мнения |
Итог урока. Рефлексия. |
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности |
ХIII век - это не только подвиги. Это время смерти и разрушений, унижения и скорби. Гибли десятки тысяч людей, а каждая смерть - это горе для близких, прерванный род, гибель уникального таланта, неповторимой личности. - Какие знания об окружающем мире помогли Александру Невскому одержать победу? -Кто может похвалить себя за работу на уроке? -А кто недоволен сегодня своей работой? Почему? -Что было интересно на уроке? Домашнее задание: |
Ответы детей |
Л - внутренняя позиция школьника; - самооценка на основе критерия успешности - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; П- рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К- формулирование и аргументация своего мнения; |