Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

 Тема: «Ледовое побоище»

 УМК «Система Занкова»

Цель: познакомить с эпизодами защиты Родины от иноземных захватчиков,

           раскрыть полководческий талант князя Александра Невского;

           обогащать речь учащихся историческими терминами; воспитывать чувство патриотизма.

 

Личностные результаты: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

                                            в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Оборудование: учебник окружающего мира для 3 класса (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)

                           карта Руси ХIП века, портрет Александра Невского, запись музыки из к/ф «Александр Невский».

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

 

Организовать  актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности (надо, могу, хочу)

В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы ска­жем, кто ты».

Поразмышляйте, почему надо изучать историю Оте­чества.

 

Высказывание своих мнений

Л–осознание своей этнической принадлежности;

- внутренняя позиция школьника;

П– строить рассуждения;

К – учитывать разные мнения,

– формулировать собственное мнение

Повторение пройденного материала

Проверка домашнего задания.

 

Дети по составленному дома плану рассказывают о Батыевом на­шествии:

1.Кто такие монголо-татары?

2.Кто возглавлял войска захватчиков?

3.Когда вторглись на Русь?

 4.Как оборонялись русские города?

- Проследите последовательность нашествия Батыя на Русь по карте.

 

Рассказ по плану

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

Р – формулировать и удерживать учебную задачу;

П – осознанно и произвольно строить сообщения;

- передача информации;

К– строить монологическое высказывание

Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка целей урока.

 

Игра «Третий лишний».

Даны три названия, понятия, даты. Два из них объединены об­щими историческими событиями, а третье - лишнее. Вы должны его найти. Объясните свой выбор.

Киев - Новгород - Рязань Рыцари - крестоносцы - татары

1240-1380 - 1242

- Посмотрите на схему, на таблички игры. Что нам предстоит изучить сегодня на уроке по истории Руси ХШ века?

Нелегкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Киевской Руси. Защищать Отечество - священный долг всех людей. Объясните смысл пословицы «Не числом бьют, а умением».

Наш сегодняшний урок должен доказать справедливость этой пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новгород

Татары

 

1380

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Л– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Р – учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– оценивать правильность выполнения действия;

П– анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– обобщать;

– строить рассуждения;

К – формулировать собственное мнение

Актуализация опорных знаний.

 

 

- Посмотрите на иллюстрацию учебника (с. 124).

- Что вы можете рассказать о князе Александре Ярославиче по иллюстрации?

Он был высок, молод, горяч. Шел ему в ту пору 22-й год. Имел красивую внешность, был талантливым полководцем.

- Обо всем этом я узнала по иллюстрации. Согласны вы с этим?

- Как мы можем узнать об этом?

 

Работа с иллюстрацией учебника

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет. О том, что он был талантливым полководцем, эта картина не рассказывает.

Р – прогнозирование;

 

Изучение нового материала.

Познакомить с новым материалом

- Что такое рыцарский орден?

Для насильственного распространения католициз­ма (западного христианства) были созданы специальные объедине­ния рыцарей - ордена. На православные славянские земли двигался Ливонский орден, входивший в более крупную организацию - Тев­тонский орден. Члены орденов, стремившихся приобщить к католической вере, «окрестить» как можно большее количество людей,

называли крестоносцами. Их символом был крест. За успешное участие в походах им обещали отпущение всех грехов на земле, а также крупную добычу. Рыцари-крестоносцы были опытными вои­нами, имели прекрасное вооружение и являлись опасной силой.

(демонстрация иллюстраций вооружений и одежды воинов: русского, татарского, рыцаря-крестоносца.

- Сравните и сделайте вывод.

Грозно выглядело и русское войско. На с. 118 рассмотрите воо­ружение русского воина.

- О развитии каких ремесел свидетельствует оружие?

Историю одежды воина вам расскажет дежурный рубрики «Это интересно!».

 

- Почему же с таким вооружением войска князей терпели пора­жения?

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам.

Несколько групп составляют аппликацию «одень и вооружи воина», другие заполняют таблицу «Одежда и вооружение воина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ подготовленного ученика

 

 

 

Ответы детей

Л - осознание ответственности за общее дело;

П - использование знаково-символических средств;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Р– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

К - планирование учебного сотрудничества;

– допускать возможность различных мнений;

– приходить к общему решению;

– контролировать действия партнёра

– учитывать разные мнения;

Работа с учебником

Изучение материала через текст учебника

Звучит музыка из к/ф «Александр Невский» «Вставайте, люди рус­ские!»

На военном совете предложил князь воеводам вот какой план.

Пока дружина будет сражаться со шведами в лагере, пешие ополченцы и несколько конных отрядов нападут на корабли. Так и вышло.

Возглавлял поход шведов Биргер. Он спасся на одном из ко­раблей. Вместо ключей от Новгорода повез он остатки своего вой­ска. Были брошены на русской земле и лагерь, и раненые ...

Прочитайте текст о Невской битве (учебник, с. 119).

Вот как об этой битве рассказала в своей книге А. Ишимова. Учитель зачитывает отрывки из книги.

Весь народ Новгорода вышел встречать князя Александра Яро­славича с дружиной - жены и дети, старцы и священники кланя­лись им до пояса. С тех пор прозвали князя Александром Невским.

Июль 1240 года - Невская битва. Нанесите эту дату на ленту времени. Какое еще событие произошло в ] 240 году?

Физкультминутка

- За что русский народ прозвал молодого храброго новгород­ского князя Александра Невским

Составление хронологической таблицы:         

- Соедините дату и событие.

- Что вы знаете о Ледовом побоище?

Рассказ учителя.

- Послушайте историю Ледового побоища и назовите главные условия, которые обеспечили русскому войску победу.

- Подумайте, почему Александр Невский решил провести сра­жение на озере; вспомните, что это был апрель.

- Прочитайте о Ледовом побоище в учебнике.

Вот как об этом пишет летописец: «И обратились немцы в бег­ство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь верст по льду ... »

- В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского?

Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский? Ответ зачитайте.

Рыцари направили главные силы на отряд ополченцев. Как вы думаете, почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с лентой времени в рабочей тетради

 

Разорение Киева.

 

 

 

 

За победу над шведами на реке Неве.

 Даты ХIII века:            

События :

1237    Первый поход татаро-монгол на Русь

12 40   Разорение Киева

1240    Невская битва

12 42   Ледовое побоище

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Дети читают записанную на доске пословицу «Не числом бьют, а умением» и делают предположение, что князь надеялся, что тонкий лед не выдержит тяжелого рыцаря.

Работа с текстом в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой в учебнике

 

 

 

Работа с текстом в учебнике

 

Они не были обучены тактике ведения боя и бы­ли легко уязвимы

П - использование знаково-символических средств;

- поиск необходимой информации;

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.)

Р – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– выполнять учебные действия

Обобщение и закрепление.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке

Война - страшное, кровавое бедствие. И нет ей оправдания, ко­гда она ведется ради захвата чужих земель.

Покажите на карте: направления походов западных захватчиков на русские земли, места основных сражений.

- Вспомните пословицу «Не числом бьют, а уменьем». Подхо­дит ли она к сражениям Александра Невского? Ответ обоснуйте.

 

Ответы детей

Л -  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

П - анализ;

- использование знаково-символических средств;

К- формулирование и аргументация своего мнения

Итог урока.

Рефлексия.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

ХIII век - это не только подвиги. Это время смерти и разруше­ний, унижения и скорби. Гибли десятки тысяч людей, а каждая смерть - это горе для близких, прерванный род, гибель уникально­го таланта, неповторимой личности.

- Какие знания об окружающем мире помогли Александру Невскому одержать победу?

-Кто может похвалить себя за работу на уроке?

-А кто недоволен сегодня своей работой? Почему?

-Что было интересно на уроке?

Домашнее задание:

Ответы детей

Л - внутренняя позиция школьника;

- самооценка на основе критерия успешности - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

П- рефлексия способов и условий действия;

 - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

К- формулирование и аргументация своего мнения;