Самоанализ педагогической деятельности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.  В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать

Так как я определила целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий, мною в межаттестационный период была изучена Программа формирования универсальных учебных действий школьников.

Определить  цель своей педагогической деятельности мне помогло то, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

    Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

  • определить приоритетные  компетенции для развития младших  школьников в процессе обучения по системе Л.В. Занкова;
  • Изучить и апробировать современные инновационные технологии, формирующие УУД  учащихся;
  • Развивать   ключевые компетенции учащихся через использование современных инновационных технологий;
  • Повысить качественные показатели успеваемости через использование инновационных технологий и развитие УУД.

С 1999г работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Меня привлекает в этой системе то, что обучение гармонично сочетает учебную деятельность с деятельностью творческой, основанной на работе учителя в зоне «ближайшего развития». Мне нравится структура построения содержания учебного материала. Авторы учебников стремятся воздействовать на развитие у младшего школьника мышления, воли, эмоций, творческих способностей, сформировать интерес к предмету, призывая учащихся в «соавторы». Используя задания учебников, дети самостоятельно составляют кроссворды, создают схемы, иллюстрируют, сочиняют стихи, ребусы, придумывают собственные задания.

Стержнем системы развивающего обучения Занкова  является деятельность самих детей. И главное, что я поняла, работая по системе развивающего обучения, - надо “делать завтра лучше, чем сегодня”. И думаю, что с этими словами Л.В. Занкова, которые стали девизом всех творчески работающих педагогов, согласятся многие учителя.

         Учитывая дидактические принципы системы, я определила основные принципы моей педагогической деятельности:

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

  • Справедливость
  • Самостоятельность
  • Индивидуальный подход
  • Индивидуальность
  • Саморефлексия
  • Самопознание
  • Терпение
  • Творчество
  • Единство обучения и воспитания
  • Естественность
  • Мудрость
  • Мобильность
  • Активность
  • Активность

 

 

        Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,  является необходи­мым условием достижения нового качества образования. Государственные образо­вательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-ком­муникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях.

 В своей работе я использую следующие инновационные технологии: проблемную, информационно – коммуникационную, исследовательскую, проектную, личностно-ориентированную, здоровьесберегающие технологии, так как  они развивают  у обучающихся:

                       - коммуникативные способности, которые проявляются:

                       во владении средствами коммуникации и использовании их в деятельности,

                       в построении процесса общения и выделения новых средств эффективной коммуникации;

                       - творческие, исследовательские способности учащихся, формирование познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

                       - логическое мышление, которое значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

Данные технологии способствуют интенсификации учебно- воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные.

           Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Свои занятия стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими способность сосредоточиться на самом себе, своей деятельности; показываю необходимость знаний, личную заинтересованность и активность в предстоящей деятельности. Прежде чем планировать урок, я  четко для себя определяю, что должна получить в конце урока, то есть за основание беру конечный результат, а уже отсюда определяю какие формы, методы будут применяться на уроке.

На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективны.   

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке, которые формируют у учащихся УУД:

    познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать.

 Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей, чтобы ученик понял,  что он знает  и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Для постановки учебной проблемы использую:

  • побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
  • подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
  • сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся; приём «актуальности»).

       Далее я  создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся  сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.

На этом этапе урока происходит развитие личностных УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

и регулятивных УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

На этапе коллективного поиска решения поставленной проблемы организую дискуссию, которая должна привести к конкретному результату – открытию учениками новых знаний.

 Мои ученики учатся задавать вопросы, спорить, «делать открытия».   Они не просто решают задачи или выполняют упражнения, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, - то есть мыслят. А мне, как учителю, важно выработать умение вслушиваться в суждения детей, постараться услышать каждого, постоянно ставить перед учащимися новые проблемные вопросы и предложения: «Понаблюдайте», «Что заметили?», «Какие чувства испытали, когда прослушали рассказ, стихотворение?», «А как вы думаете?» и т.д.

 Все эти вопросы будят мысли учащихся, заставляют думать, наблюдать, высказывать своё мнение, отношение к тому или иному явлению. Дети находятся в роли исследователей, когда наблюдая, анализируя, классифицируя объекты по разным основаниям, сами делают вывод. Ученику предлагается свобода в проявлении мысли, в выборе варианта работы. Я лишь стараюсь подхватить нужную мысль, «вести» учеников в их поиске, стимулировать коллективную мыслительную деятельность.

 Ученик ошибся? Не беда, ведь любая ошибка – путь к истине. Готовых решений не может быть на занковском уроке. В коллективном поиске, в спорах и дискуссиях ученик-занковец не просто изучает программный материал, а активно развивается.

 Моя задача, как учителя, используя исследовательскую технологию, научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этого знания из разных областей, учить устанавливать причинно – следственные связи.     

        УМК по системе Занкова направлен на развитие исследовательских способностей учащихся. Вопросы и задания в учебниках развивают умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы, структурировать материал, вести наблюдения, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать свои идеи. Дополнительно к заданиям учебника я использую приемы, направленные на поиск решения.

         Например, при постановке учебной задачи «Когда мы складываем или вычитаем?» класс делится на 2 группы: детективы и исследователи.

         На основе простых задач (примеров) на сложение и вычитание с отсутствующими в записях математическими символами учащиеся – детективы выясняют, какой символ отсутствует, и поясняют, как они это узнали. Учащиеся- исследователи описывают, что происходит при вычислениях при вычитании или сложении. В коллективной дискуссии группы объясняют, когда, в каких случаях они пользовались бы уравнением вычитания или сложения.

         При изучении умножения и деления работа ведется в малых группах. Я предлагаю детям задачи на умножение и деление с реальным жизненным контекстом: "Для этой деятельности есть 20 кубиков, и каждому из вас нужно одно и то же количество кубиков. В  группе 5 человек. Сколько кубиков получит каждый? " Учащиеся работают в группе над решением этой задачи. Каждая группа делится своими математическими размышлениями и способами решения с другими группами. Учащиеся могут сделать модель и объяснить стратегию, которую они использовали для решения задачи типа «Каждый в группе должен иметь три листа бумаги для этой деятельности. В группе четыре человека. Сколько листов бумаги нужно вашей группе?»

           Для изучения темы «Города России» учащимся предлагаю отправиться в путешествие по карте «Широка страна моя родная: с южных гор до северных морей». Во время путешествия они «заезжают в гости» к своим друзьям, изучают достопримечательности посещенного места. Работая в группах, учащиеся совместно готовят  проект «Город России» и проводят его презентацию.

         Изучая организм человека на уроках окружающего мира, учащиеся ведут наблюдения за собственным самочувствием, фиксируя отдельные параметры (настроение, сон, аппетит, желание заниматься физическими упражнениями и т.п.). Они исследуют зависимость частоты дыхания и пульса от длительности выполнения физических упражнений.  Учащиеся в течение месяца ведут записи о своем режиме дня и питании, а также фиксируют результаты наблюдений за самочувствием. Работая в малых группах, они могут проанализировать результаты своих наблюдений, оценить сбалансированность собственного недельного меню, высказывать мотивированные суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены.

          В процессе такой систематической работы на уроках формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные  универсальные учебные действия.

На уроках  я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля использую парную форму контроля, которая позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

Начиная с 1 класса, для оценки образовательного результата в конце учебного года провожу комплексную работу.  Данный вид работы позволяет проводить мониторинг общеучебных умений, предметных навыков и метапредметных УУД с учетом ФГОС второго поколения. Результаты мониторинга представлены в диграммах (приложение)

         Для более качественного усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: индивидуальный опрос; фронтальный; зачеты, тестирование, диагностика; математические и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы.

Веду диагностику тематических знаний, что позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся, оперативно их исправлять. Результаты оценки знаний своевременно довожу до учащихся, комментирую. Намечаем пути коррекции и устранения ошибок. Учу воспринимать неудачи ни как повод для переживаний, а как сигнал к действию.  

В начале 2 класса школьным психологом Усковой М.В. было проведено психологическое обследование учащихся с целью получения информации об уровне развития ребенка и индивидуальных особенностях познавательной деятельности. Данное обследование выявило, что 90% учащихся испытывают трудности в понимании смысла прочитанного (восприятие текста). Для решения данной проблемы необходимо было продумать этапы, направленные на достижение положительной динамики.

Изучив различные источники по данной проблеме, я определила следующие задачи для развития ключевых умений:

  • сформировать у учащихся навыки ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
  • научить ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы);
  • развивать умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться.

При работе с текстом применяла различные приемы:

  • Угадай слово

Во время чтения произведения делаю паузы, пропуская («пряча») некоторые слова, чтобы учащиеся могли их угадывать.

  • Прочитай и перескажи

Учащиеся получают задание выбрать из иллюстрированной книги и подготовить чтение вслух короткого рассказа. На следующем уроке дети по очереди читают эти рассказы вслух всему классу. Сразу после того, как будет выслушан первый рассказ, учащимся предлагается повернуться к соседу и пересказать его своими словами товарищу. После второго рассказа пара меняется ролями.

  • Берем интервью у героя

После прочтения текста учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

  • Объясняем порядок действий

Учащиеся получают письменный текст инструкции, например, по созданию какого-либо продукта («секрета») и задание строго следовать указанной в инструкции последовательности действий. После того, как все указанные в инструкции действия будут выполнены, учащиеся демонстрируют полученный продукт (например, фигурку из бумаги), и шаг за шагом объясняют все этапы его создания. Следуя инструкциям, даваемым одноклассником, все учащиеся также создают понравившийся им продукт и демонстрируют его всему классу. Выступая, учащиеся, должны использовать ясную и краткую лексику, а слушая – демонстрировать понимание того, что говорится им одноклассником, объясняющим свою инструкцию.

  • Обзор

Учащиеся составляют список любимых книг или авторов и сравнивают его с рекомендуемым списком чтения. Учащиеся выражают или защищают свои предпочтения в выборе материалов для чтения.

  • Элементы текста

Учащимся предлагаю ознакомиться с образцами информационного текста, чтобы определить стиль, в котором он представляется (включая деление на параграфы и последовательность информации).  Учащиеся выделяют главные идеи в абзаце и ключевые предложения.

     В решении данной проблемы мне также помогло проведение комплексных          работ, которые направлены на поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации.

 

 Данная система работы позволила мне своевременно скорректировать учебный процесс и создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в классе.

В своей педагогической деятельности применяю технологию разноуровневого обучения, используя дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания,  что помогает поддерживать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся. В моей методической копилке собраны карточки, тестовые задания, контрольные и самостоятельные работы.

В последние годы все активнее входят в нашу жизнь информационно-компьютерные технологии. Моя задача не только не отставать от быстро меняющихся жизненных условий, но и научить детей использовать компьютер как помощника в овладении знаниями по предмету. Применение информационно - коммуникационных технологий – важнейшее средство формирования УУД учащихся. Они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность.  

С помощью ИКТ технологий я решаю  следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока,
  • организация проектной деятельности учащихся по созданию  презентаций
  • формирование навыка работы с различными источниками информации,
  • повышение мотивации учащихся,
  • мониторинг их достижений.

ИКТ технологии я использую  на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  3. Как информационно-обучающее пособие

        В итоге уроки стали более интересными, эффективными и продуктивными, повысилась учебная мотивация, что сказалось на повышении качественной успеваемости.

Для оценивания уровня учебной мотивации отдельно взятого ребенка, мною совместно со школьным психологом Усковой М.В. проводилось психолого-педагогическое диагностирование учащихся. Диагностика показала, в целом по классу преобладает положительная мотивация, что свидетельствует о сформировавшейся психологической базе для учебной деятельности. Результаты обследования учащихся моего класса представлены в таблице.

 

класс

Уровни мотивации

высокая

хорошая

средняя

ниже средней

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

2 М

6

21

11

39

10

36

1

4

3 М

10

36

14

50

4

14

0

 

 

Совместная работа с психологом ведется на протяжении всех четырех лет обучения и очень помогает мне в выборе методов и способов в решении педагогических и воспитательных задач.

Информационно – коммуникационную технологию я использую не только на уроках, но и  во внеурочной деятельности: проведение классных часов, родительских собраний, праздников.  Мною разработаны занятия с применением презентаций. Награждена дипломом лауреата конкурса «Презентация к уроку» на Всероссийском фестивале педагогических идей. Кроме того, я активный участник сайтов и имею свои личные  странички на сайтах proshkolu.ru , pedsovet.org., занков.ru., завуч.инфо.ru, учительский портал.

       Формированию  личностных универсальных учебных действий способствует здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, которая позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. На уроках использую различные виды деятельности, которые динамично сменяют друг друга, что способствует снижению утомляемости и повышению их работоспособности. Включаю в урок музыкальные физминутки и паузы отдыха, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и ума. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных сложных задач современной школы.

С 1 класса составляю Портфолио учащихся,  которое будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Портфолио представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Содержание Портфолио (творческие письменные работы (как домашние, так и классные), образцы изобразительного творчества, художественного труда, результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий, грамоты, знаки отличий, другое) позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату. Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научиться анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.

Выставка достижений учащихся проходит в конце учебного года, вручение их детьми родителям на последнем родительском собрании.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Изучая опыт учителей школы, города, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Являюсь активным участником школьных творческих групп: «Формирование УУД в начальной школе», «Разработка компетентностных задач для комплексной проверки уровня сформированности УУД», «Исследовательская деятельность младших школьников». Результаты своей работы представляла на семинарах учителей муниципального и регионального уровня. Также принимаю участие в педфорумах. Обсуждаю интересующие вопросы  на сайте завуч.инфо (Диплом участника Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме «Чтение и письмо для развития критического мышления»)

Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Несмотря на достижения, перспективы своего профессионального развития вижу в следующем:

  1. Повышения качества образования за счет максимального использования на уроках информационно-коммуникативных технологий обучения.
  2. Изучить и использовать на практике проектную
  3. Непрерывно повышать уровень профессионального мастерства через участие в профессиональных конкурсах, повышении квалификации в рамках курсов.