Механизмы контроля и оценки качества образования выпускника начальной школы.

      Наиболее существенная особенность ФГОС начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяется необходимость проведения аттестации учащихся. Проведение такой промежуточной аттестации позволяет получить точные данные по поводу усваивания материала, который был преподнесен в течение четко определенного периода времени. В этом случае можно сравнивать текущие результаты учащегося с его результатами за предыдущие периоды обучения, то есть создавать мотивирующую систему промежуточной аттестации. Учащийся должен получить возможность знакомиться с разными системами оценки своих результатов и владеть информацией о том, с чем именно он справился, а чему нужно научиться, чтобы получить максимальный балл.
Успешное прохождение аттестации позволяет учащемуся перейти на следующий курс обучения. Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования включает:

-Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных, контрольных работ по отдельным предметам, комплексных контрольных работ, тестов);

 Представление выпускниками портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

      Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится дости­жение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные дейст­вия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают ов­ладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия развиваются в урочной и внеурочной деятельности и определяют умение ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, проводить исследования, применять языковые средства и совместно решать новые задачи. 
 

        Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что, во-первых, недостаточно осуществ­лять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становит­ся разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основой уме­ния учиться.

       В нашей школе на параллели 4- х классов реализуется прохождение программы разными УМК: система Занкова, «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», школа России. В данных программах авторы предлагают разные  виды и функции контрольно-оценочных действий,

           В образовательной системе Л.В.Занкова под контролем понимается система детских действий за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Таким образом, контроль в системе развивающего обучения носит, прежде всего, процессуальный характер, основной формой которого является пооперационный контроль. Процессуальный характер контроля в учебной деятельности связан с двумя его формами: пооперационным и рефлексивным контролем. При таких формах контроль, прежде всего, должен выполнять следующие две функции: диагностирующую и корректирующую.

       Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия. Эти функции оценки связаны, прежде всего, с прогностической и рефлексивной формами оценки.

Основные функции системы оценивания:

нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося в рамках государственного стандарта, с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, классов, уровня их подготовки и качества работы учителя;

информативно - диагностическая функция - связь между всеми участниками образовательного процесса, содержательная и эмоциональная рефлексия учащихся, и рефлексия учителей;

функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

        Оценочные шкалы используются разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти - десяти - сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика (к примеру, показывала разницу между двадцатью и десятью ошибками в диктанте у ребенка с логопедическими проблемами. “Цену” каждого задания, то есть максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми.

         Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия, способностях получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

        Оценка учителя — это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны, столь же здоровую самокритичность (без самоедства) — одна из центральных, но до сих пор неназванных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.

       Образовательная система «Школа 2100» с 2004 года занимается проблемой развития, диагностирования интеллектуальных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся. Данные умения рассматриваются как показатель функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи используя все освоенные учеником знания, умения, навыки. Таким образом, система имеет достаточный опыт решения проблемы, заявленной в новом образовательном стандарте.

        Во всех учебниках и пособиях УМК «Школа 2100» используется обозначение цветом соответствующих групп результатов: личностных и метапредметных (УУД), которые изначально определялись в Образовательной системе «Школа 2100» как общеучебные (ОУУ).

        Авторами Образовательной системы «Школа 2100» пособие для 3-4 классов «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Предлагаемая для использования технология была апробирована в течение трёх лет в рамках совместного федерального широкомасштабного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100» по преемственности начального и основного общего образования.

      Данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

-скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

-определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

-увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

      Диагностика проводится на входе и выходе из класса. Неоднократное проведение диагностики дает возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера. Проверка и оценивание работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания. Результаты заносятся в таблицу.           

      В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве формы кон­троля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика, которая строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики — и в качестве основной цели ставит не только про­верку усвоения определённого объёма знаний по этим предметам, но и прежде все­го выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

     Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка, может проследить за качественными изме­нениями, которые происходят с учеником в результате обучения. Это невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.

    Каждая диагностическая работа включает в себя три блока заданий. Первый блок связан с диагностикой качества знаний и уровня развития учебной деятельно­сти, проявляющегося в переносе знаний и использовании их в нестандартной ситуации. Второй блок связан с диагностикой уров­ня мыслительных операций, таких как классификация, группировка, выбор несколь­ких решений из ряда возможных. Третий блок — с диагностикой того, как влияет обучение на общее математическое и языковое развитие.

    Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: за­дания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определённо указывает, в чём ошибочность рассу­ждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

     Принципиальной особенностью педагогической диагностики как универсальной формы контроля в начальной школе является её двусторонний характер: возможность анализа динамики продвижения каждого ученика и соответ­ствующая корректировка учителем своей деятельности

     В начальной школе осуществляется постоянный мониторинг качества образования, который представлен в двух уровнях:

Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.

Мониторинг второго уровня  (внутришкольный)  осуществляет администрация школы.

Итоговая аттестация учащихся выпускников начальной школы проводится в следующих формах:

накопительная оценка (синтез информации об учебных достижениях ребенка за 4-е года):

• предметные учебные навыки;

• освоение первичных навыков организации своей учебной деятельности;

• умение сотрудничать, коммуникативные навыки;

• освоение первичных навыков работы с информацией;

• данные об индивидуальном прогрессе ребенка в различных областях;

итоговая демонстрация общей полученной подготовки:

• итоговые работы по предметам;

• итоговый мониторинг УУД;

• комплексная письменная работа;

• Всероссийские проверочные работы;

• выставка результатов проектных работ (других творческих работ) за 4-й год обучения.    

Итоговое оценивание

        Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» , а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

       Инновационную альтернативную форму контроля знаний представляет электронная система MaStEx, которая является универсальной для всех УМК.

      С помощью данной системы можно составить динамику развития предметных и метапредметных результатов, участвуя во всех видах мониторинга. В электронных отчетах отображаются уровни реальных знаний и ключевых компетентностей (адекватность, психологическая подготовка, потенциал). Используя данные отчетов, учитель может выстроить индивидуальную работу с учащимся и увидеть свои недоработки в определенной теме, что расширяет возможность в управлении учебным процессом. Данная технология позволяет выявить одаренных детей в конкретной предметной области. В системе MaStEx происходит оценивание не только академической успешности, но и психологической готовности обучающихся к прохождению и выполнению различных видов экзаменационных работ.

      Мониторинг по технологии MaStEx способствует комплексному развитию личности ребенка, что является одной из главных задач современного образования.