Проект "Влияние времени года на человека"

 

Автор: Головнин Максим,

ученик3 «Б» класса

МОУ СОШ №5

Руководитель: Кисеева Алена Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №5

Содержание

Введение

Глава 1. Литературный обзор

  1. Человек – часть природы………………………………………………….3
  2. Влияние погоды и климата на здоровье человека………………………5
  3. Влияние времени года на питание человека……………………………..6
  4. Влияние времени года на настроение человека………………………….7

Глава 2. Материалы и методика исследования………………………………....9

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………........9

Выводы и предложения…………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………. .14

Введение

 

Человеку для того, чтобы быть здоровым и успешным, необходимо понимать, что смена времени года влияет на него

 

Давайте знакомиться. Меня зовут Максим Головнин, мне 10 лет. Я учусь в 3 классе. Я никогда раньше не задумывался, что время года может оказывать какое-то влияние на человека, на его здоровье, настроение, питание, быт, досуг и т.д. Мне стало интересно, как конкретно меняется жизнь людей в разное время года?

Актуальность

Начиная изучать выбранную тему и собирать по ней материал, я понял ее актуальность. Оказалось, что времена года очень важны в жизни человека. И если люди будут понимать, какое именно влияние оказывает то или иное время года на нас, то общество будет здоровым и успешным.

Цель: узнать, какое влияние оказывает смена времени года на жизнь людей.

Задачи исследования:

  1. Собрать информацию из литературных и электронных источников по теме исследования.
  2. Изучить литературу.
  3. Опросить окружающих.
  4. Сравнить и проанализировать отобранную информацию.

Гипотеза: Смена времени года по-разному оказывает влияние на жизнь людей.

Методы исследования – сбор информации, изучение,  наблюдение, опрос, сравнение и анализ.

Глава 1. Литературный обзор

1.1.Человек – часть природы.

Очень часто люди забывают, что являются частью большего. Мы — часть природы и вне ее жить не можем. Природа является для человека средой обитания, так как потребности в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств  природы. Смена времён года в природе — это  естественный процесс. И у этого процесса есть свои функции. Весна нужна для того, чтобы начать просыпаться, начать движение туда, куда сейчас важно его начать. Лето — расцвет, цветение, вызревание. Осень — сбор урожая, подведение итогов. Зима — время, необходимое для того, чтобы иметь возможность отдохнуть, сделать остановку, набраться сил для дальнейшего движения.  А с изменениями происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей, начиная с одежды, питания и здоровья и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона. По-простому говоря, время года нам указывает, когда и что можно делать, а когда нет.

1.2. Влияние погоды и климата на здоровье человека

Погода и климат - природные факторы, под воздействием которых произошло формирование человека. Они постоянно и разнообразно влияют на жизнь отдельного человека и всего человечества, определяют физическое и психическое состояние организма, потребность в жилье и одежде, пище, топливе, средствах передвижения и т. п.

То, что климат, погода влияют на человека, известно давно. Еще в Древней Греции Гиппократ регулярно проводил метеорологические наблюдения и впервые отметил метеозависимость - сезонное чередование обострений различных недугов. Для некоторых функций организма человека характерно изменение их по сезонам года. Это касается температуры тела, интенсивности обмена веществ, системы кровообращения, состава клеток крови и тканей. Так, в летний период происходит перераспределение крови от внутренний органов к кожным покровам, поэтому артериальное давление летом ниже, чем зимой. Также в разные сезоны года, человеческий организм подвергается воздействию возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут начать значительно быстрее развиваться при определенных климатических условиях. Летом, например, при повышении температуры окружающей среды быстро развиваются кишечные инфекции. Зимой в холодное время года и особенно при резком изменении погоды страдают люди, болеющие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Повышается риск возникновения таких болезней, как гипертоническая болезнь, инфаркт. Начиная с января и по апрель, типичной болезнью является пневмония, особенно среди детей до года. Очень чувствительными к изменениям погодных условий являются больные с расстройствами функций нервной вегетативной системы или хроническими заболеваниями вследствие того, что их организмы с трудом приспосабливаются к этим изменениям. Кроме того, для предупреждения осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у хронических больных необходимо создание специальной организации для своевременного медицинского прогноза погоды. Возможно, это предупредит ряд больных и позволит им принять профилактически меры для сохранения своего здоровья. Если проводить лечебно-профилактические действия в дни с не благоприятными условиями погоды, то количество осложнений у данных больных может быть значительно снижено.

1.3. Влияние времени года на питание человека.

Рациональное питание человека зависит от сезонных изменений температурного режима и ассортимента продуктов.

 Так, принцип осеннего питания – накапливание энергии для будущей зимы, поэтому предпочтительней кушать белковую пищу, а также фрукты и овощи в обработанном виде. 

В холодное время года, зимой повышаются энерготраты организма, он нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой внешней температуре. Естественным источником такой энергии являются жиры, при окислении которых выделяется тепло. Вот почему зимой мы с большей охотой едим продукты с высоким содержанием жира – жирное мясо, сало, копчености, масло. Количество их в рационе обязательно должно в этот период повышаться, что обусловлено естественными требованиями организма.

 Весной все процессы активизируются. Должна преобладать вареная пища, а сырые овощи и зелень только дополнение. Весна не время для жирной пищи. Этот время супов, помогающих очистить внутренние органы и суставы.

Летом, при высоких температурах необходимость в «пищевом подогреве» отпадает. Поэтому в летнем меню присутствуют, главным образом, низкокалорийные блюда, увеличивается количество холодных блюд. Во время жары организм теряет большое количество влаги. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества. Вот почему важно постоянно восстанавливать водно-солевой баланс организма. Увеличивается количество питья, необходимого человеку.

При выборе питания всегда надо учитывать погоду, тип вашей деятельности и особенности вашего организма. Только от нас зависит четкая работа организма. Соблюдение времени питания, сна, отдыха и физических нагрузок позволяет поддерживать внутренние процессы нашего организма в должном порядке.

  1. Влияние времени года на настроение человека.

Настроение – особое эмоциональное состояние человека, которое окрашивает жизнь в разные краски.

Лето – это вспышка счастья. Мы действительно хотим, чтобы лето все время было с нами, но это счастье, имеет обыкновение заканчиваться, и всегда некстати. Летом человек, чувствует себя свободным от забот и хлопот, не чувствуя суеты наслаждается теплом и солнцем. Сама природа, своим видом нам говорит о радости и о счастье, которое царит в природе.

Осень – это переоценка действительность. Чаще всего осень для нас наступает неожиданно, со своими дождями, слякотью под ногами, промокшими ботинками, насморком и утренним инеем на автомобилях… Человек перестает летать в облаках, начинает мыслить здраво и по делу. В это время года чаще, чем в другие, возникают депрессии, апатия, пониженный эмоциональный фон. Многие и не любят осень, за ее уныние, беспросветные будни, опавшую и безжизненную листву, напоминающую ушедшее лето, но она такая, какой создал ее Бог, и мы должны принять ее.

Зима – морозная колыбель. Кто не любит праздники зимы? Краснощекая катающаяся с ледяных горок малышня, хороводы елок и гирлянд растянувшихся по городу, целых 10 дней веселья, смеха и праздников, крещенские купания в прорубях, пробки из-за неубранного накануне снегопада – все это Зима по-русски. В нашу страну Зима приходит всегда неожиданно, как будто первый год живем на свете! Горожане с деловитым раздражением достают зимние шапки и шубы, меняют резину на зимнюю, заклеивают, прибивают, закрывают – но все это с надеждой на то, что сейчас все опять вернется, и наступит лето, ан не тут, то было! Зима-матушка затягивает, встреча праздников, события, дела и мы уже не думаем о лете, нам уже тепло здесь и уютно в этой зиме.

Весна – новорожденный. Именно с весной связываю самое чудесное и волшебное чувство в жизни человека – любовь и влюбленность. Весной человеческая душа, замерзнув в холодной и тоскливой зиме, несется навстречу солнцу и любви. Весной сама природа обновляется, переродившись, она заново возрождается. Трава, цветы и деревья все покрывается сочным зеленым покровом и чье же сердце не содрогнется от этой красоты?

Каждое время хорошо по-своему, но, несомненно, оно влияет на настроение, человеческую душу.

Глава 2. Материалы и методика исследования

  1. По литературным и электронным источникам познакомился с темой проекта. Изучил и выбрал материал для составления вводной части проекта (Глава 1)
  2. Выбрал информацию, фотографии, картинки для наглядного сравнения человека в разное время года.
  3. Провел анализ журнала заболеваемости своего класса в разное время года. Данные анализа занес в таблицу и построил для наглядности график заболеваемости.
  4. Провел опрос окружающих и родителей о влиянии времени года на человека по темам: «Добыча нефти в разное время года», «Миграция жителей города», «Обогрев помещений». По данным опроса построил диаграммы.

Глава 3. Результаты исследования

В результате проделанной работы я выяснил, что оказывается времена года очень важны в жизни человека.

В качестве объекта исследования был взят мой класс, вернее журнал заболеваемости моего класса. Мне было интересно узнать, в какое время года ученики болеют чаще всего и больше пропускают уроков. Также для наглядного сравнения я выбрал из семейного альбома фотографии и сделал сравнение человека зимой и летом, а именно, как человек одет, его досуг, питание. Опросил окружающих, знакомых и родителей об объемах добытой нефти в разное время года, об обогреве помещений зимой и летом, о выезде жителей города на отдых в разное время года. Результаты своего опроса я обработал и оформил в виде графиков и диаграмм. Вот что получилось.

Результаты:

  1. Как одет человек в разное время года?

Летом футболка            Зимой пуховик     

Вывод: Зимой человек одевается теплее, так как на улице холодно. Повышаются энерготраты организма, и он нуждается в дополнительном количестве тепла. Летом, при высоких температурах необходимость в «подогреве» отпадает и поэтому одежда более облегченная.

2.Как человек проводит свой досуг в разное время года?

                    Летом купаемся в море                         Зимой катаемся на коньках

Вывод: Зимой, при низких температурах водоемы замерзают и можно кататься на коньках. А летом, при высокой температуре в этом водоеме можно купаться. Поэтому  в  зависимости от температуры воздуха досуг людей зимой и летом отличается.

3.Как питается человек в разное время года?

              Летом больше ягод и фруктов                Зимой больше мяса

Вывод: Зимой организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой внешней температуре. Естественным источником такой энергии являются жиры, при окислении которых выделяется тепло. Вот почему зимой мы с большей охотой едим продукты с высоким содержанием жира – жирное мясо, сало, копчености, масло.

Летом, при высоких температурах необходимость в «пищевом подогреве» отпадает. Поэтому в летнем меню присутствуют, главным образом, низкокалорийные блюда, увеличивается количество холодных блюд.

4.Обогрев помещений в разное время года.

      Летом не обогреваем дом         Зимой используем отопление

Вывод: По опросу знакомых,  проживающих в частных домах г. Стрежевого, денежная экономия на отопление  в летний период в среднем составляет около 5 тысяч рублей. Это связано с тем, что летом дома прогревает солнце и затрат на тепловую энергию не требуется.

4.Заболеваемость учащихся в разное время года.

Проанализировав журнал заболеваемости своего класса, я обнаружил, что количество заболевших учеников в разное время года меняется.

 

Количество человек в классе – 30

 

 

Вывод: Из графика видно, что зимой количество заболевших учеников больше, чем летом. Это связано с тем, что зимой организму приходится адаптироваться к постоянным перепадам температуры на улице и в помещении. Причинами также является короткий световой день, меньше образуется витамина Д и  защитные силы организма ослабевают.

 

  1. В какое время года наши жители больше всего стремятся выехать из города на отдых?

Когда мы собирались в отпуск и покупали путевку в одном из турагенств города, я спросил: «В какое время года наши жители больше всего стремятся выехать из города на отдых?». Оказалось:

 

По данным туристического агентства г. Стрежевого

 

 

Вывод: Из диаграммы видно, что выехать за пределы города люди стараются летом, так как это самое благоприятное время отдыха для человека и его организма.

 

6.Оказывает ли влияние смена времени года на количество тонн добытой нефти?

Об этом я спросил у своего папы, который работает супервайзером в нефтедобывающем предприятии. Оказывается, тоже влияет.

 

Приведены среднестатистические данные

 

 

Вывод: Из графика видно, что наименьшее количество тонн нефти добывают зимой, а наибольшее летом, что опять связано с температурой окружающей среды. Зимой земля под воздействием низких температур замерзает и пробурить скважину наиболее трудоемко, чем летом.

 

Выводы: Смена времени года действительно оказывает большое влияние на человека.

Предложения: Правильно и своевременно готовиться к смене времени года: заблаговременно заниматься профилактикой заболеваний, правильно питаться, что способствует укреплению иммунитета, употреблять в пищу витамины, выезжать на отдых в южные районы страны, одеваться по погоде.

Заключение:

В ходе моей работы я понял, что каждое время года по-своему оказывает влияние на человека, на его досуг, на то, как человек одет, на его состояние здоровья, работу, быт, настроение, питание. Время года нам указывает, когда и что можно делать, а когда нет. И если правильно выполнять все эти указания: осуществлять меры по профилактике заболеваний, правильно питаться, одеваться, своевременно подготавливаться к тому или иному сезону года в своей трудовой деятельности, то человек будет здоровым и успешным.

Я люблю все времена года! Лето - за путешествие к морю, осень- за встречу с одноклассниками в школе и малинку на бабушкиной даче, зиму – за разнообразные развлечения: катание на коньках, лыжах, снегоходе, а весной заканчивается учебный год, и мы опять собираемся на море!

Список литературы

  1. «Большая детская энциклопедия в вопросах и ответах» Скиба Т.В., 2010 г.
  2. «Новая энциклопедия школьника», перевод с английского Бородина Т., Гупало Е., 2013 г.
  3. Журналы GEO и GEOленок.
  4. Internet.

Интернет:

  1. Википедия.
  2. http://pogoda78.ru
  3. http://sergeiyurev.com
  4. http://infourok.ru/
  5. http://nnovmed.ru/
  6. http://doklad-referat.ru