Эссе  "Я учитель. Или как сбываются мечты"

 

Я – учитель?

                                                            Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого

                                                          отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать,

   и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем.

К. Г. Паустовский

    Мне так близки эти слова. Вы помните, о чём мечтали в детстве? У вас была заветная мечта? Думаю, все ваши детские мечты прежде всего были связаны с будущим. Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека. С самого детства я мечтала помогать людям, учить их чему-то  новому. Уже тогда я знала, что моя жизнь будет связана с чем-то главным в жизни каждого человека. В моих глазах горел огонек, он был большим. Это был огонек моего желания, моей цели.

    С первого класса моя мечта стала сильнее. В школе мне нравилось не только учиться, но и наблюдать за работой учителей. К старшим классам я уже могла анализировать их работу, одними восхищалась, наблюдая за другими в разных ситуациях, отмечала: «А я бы поступила иначе». Во время учебы помогала своим одноклассникам, когда им было что-то непонятно, объясняла, стараясь подражать любимым учителям. И когда слышала от них: «Все понял, спасибо!», меня буквально переполняло чувство гордости. Немалую роль в выборе моей профессии сыграли мои прекрасные и удивительные учителя: первый учитель Миргородская Любовь Васильевна и  Шайхуллина Валентина Александровна – классный руководитель в средней и старшей школе.  Вместе с ними я и мои одноклассники с увлечением каждый день открывали что-то новое и интересное. К окончанию школы я решила, что буду педагогом. Стану давать знания детям, закладывать в них основы правильного мира, помогать им обрести себя. Да, безусловно, это сложная, тяжелая, долгая и кропотливая работа. Но я была уверена, что справлюсь.

    Впереди меня ждали несколько лет интересной учёбы, где я обретала знания и совершенствовала свои навыки. В тот момент моя детская мечта сбылась:

            Жизнь человека – это дорога,
            По которой шагаю и я неустанно.
            Неробко шагнула с родного порога
            И жить по другому – точно не стану!

Я – учитель.

     И вот я стала учителем начальных классов. Когда мне дали первый в моей жизни класс, на меня нахлынуло ужасное волнение. Мне казалось, что я забыла всё, чему меня учили. Но мое большое желание победило этот страх. Мне было это интересно, потому что это было моей мечтой. Я всё помню, как будто вчера: первые дети, первый урок, первые ошибки, первые слёзы на выпуске из четвертого класса. А уж волнение, которое порой меня настигало, я точно никогда не забуду. На моём пути встречалось много сложностей, состоящих из страха, неуверенности, неопытности.  Настоящая работа отличалась от той, которую я себе представляла. Нередко возникала мысль о том, что я пошла не своей дорогой.  Но прочитав высказывание Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», я твердо решила, что назад дороги нет. «Соответствовать времени, в котором ты живешь, месту, которое занимаешь» - эти слова стали для меня девизом всей моей дальнейшей педагогической деятельности.

    Каждый день я маленькими шажками иду к этому... Как бы трудно ни было... С каждым классом, с каждым новым учеником, я учусь превращать мечту в реальность. И мечта становится всё ближе, а сил становится не меньше, а больше... Эти силы мне дают мои маленькие волшебники, мои ученики!

    Кто сказал, что только учитель учит детей?! Но ведь это совсем не так: это дети учат нас и придают нам силу и уверенность. Только вместе с ними нам все по плечу!

    Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики? Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Главное для меня не задуть огонек желания познать новое в глазах и сердцах детей. Достигая этой цели, я приближаюсь к своей мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту.

Учитель я. Моя задача -
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.

 Я – учитель!

    Прошли годы, изменились времена, в школу приходят современные дети, а значит, мне как учителю нужно меняться, использовать инновационные подходы в обучении и быть «впереди планеты всей». Горизонты моей мечты стали шире. Я должна стать хорошим учителем, который умеет ежедневно вместе с детьми превращать мечты в цели, а цели - в результаты. Еще К. Д. Ушинский писал, что «…только личность может воспитать личность». Делая шаг за шагом по учительской дороге, достигая своих профессиональных вершин, работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Что составляет основу этой деятельности? Это интерес к новым знаниям, поиск новых методов и форм для организации учебного процесса, постоянный труд. Я «горю» на работе, «зажигая огнем» своих учеников! Очень точна древняя мудрость: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.

     Учить и воспитывать поколение XXI века огромная ответственность и неоднообразный труд. На сегодняшний день, реализовывая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, я с уверенностью могу сказать:

    «Мой ученик действует, учится и учит других, он успешен и счастлив». Как говорил замечательный педагог Виктор Федорович Шаталов, ребенок находится «в состоянии успеха». Огонек желания ребенка говорит о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться, говорить то, что от них ждут. Выход я вижу в общении с ребенком на равных. Я горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к изучаемым предметам, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в момент неудачи я переживаю с ними, ведь они получают одни из самых важных уроков – уроки жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед, важно, что бы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, чтобы рядом был учитель! 

Вхожу я в класс, и сердце бьется;
"Надеюсь, верю и люблю!"
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
   Наши мечты – дорога к счастью, в котором профессиональное и человеческое нельзя отделить друг от друга. Важно не дать мечте погибнуть под грузом каждодневных забот. Только этот путь единственный для меня, путь, по которому я иду вместе с детьми, превращая мечты в реальность.

Учитель я! И званье это -
Предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света,
Осуществление мечты!